Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Гражданское процессуальное право - Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти

Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти


правоприменительная деятельность органов исполнительной власти

Что же необходимо, чтобы правоприменительная деятельность органов исполнительной власти была эффективным? Прежде чем будет дана классификация основных предпосылок эффективности правоприменения органов исполнительной власти, необходимо определить содержание ряда понятий. Так, предпосылка -предварительное условие чего нибудь1. Условие — обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. Фактор — момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении . В связи с этим, считаем целесообразным использовать для нашего исследования указанные понятия как равнозначные. Предпосылки — это существующие на сегодняшний день объективно обоснованные экономические, политические, идеологические, организационные, социальные и правовые факторы, которые в той или иной степени самим фактом существования влияют на правоприменительную деятельность в направлении увеличения ее результативности. Те же факторы можно рассматривать как средства обеспечения эффективности правоприменения в том аспекте и в той мере, в какой они используются людьми, в какой данные условия сами совершенствуются, углубляются и развиваются с целю воздействия на правоприменительную деятельность. В той части, в какой названные факторы, или их упрочение и развитие, явились результатом правоприменительных актов, они должны быть предметом анализа в качестве показателей эффективности правоприменения. Таким образом, между предпосылками, средствами обеспечения и показателями эффективности существует диалектическая взаимосвязь, взаимодействие и переход друг в друга. В юридической литературе называются различные условия эффективного правоприменения. В.В. Лазарев, например, подразделяет все условия эффективности правоприменительной деятельности на общие и специальные. Среди первых он выделяет экономический и политический строй общества, а также его культуру (юридическую культуру в частности), а к числу специальных, приближенных к правоприменительной деятельности относит: социальную значимость, обоснованность и совершенство правовых норм (качество законодательства), совершенство процессуальных норм правоприменительной деятельности, установление законодателем самой необходимости и пределов правоприменения, законность, надлежащую организацию правоприменительных органов, их обеспеченность материально-техническими средствами. Е.П. Шикин построил модель условий эффективности правоприменения, состоящую из: а) фактора оптимальной нормы права (качество законодательства); б) фактора управления (уровень научной организации труда правоприменителей, организационная структура правоприменительного органа, порядок его деятельности, четкость разделения функций, компетенций, слаженность и согласованность всех звеньев системы правоприменительных органов); в) фактора микроклимата (отношения между правоприменителем и членами коллектива: деловитость, творческая критика и самокритика, бюрократизм, формализм, волокита и т.д.); г) субъективного фактора (личностные характеристики правоприменителя: его политическая зрелость, знание им права, уровень правосознания, профессиональная этика, авторитет, опыт, высокие нравственные качества, общий культурный уровень); д) фактора среды (знание, понимание и одобрение права и правоприменения населением, пропаганда права и т.д.); е) материально-технического фактора (обеспеченность правоприменителя помещением, транспортом, и т.д.); ж) фактора эстетики (внешнее оформление и устройство помещений, эстетическая привлекательность правоприменителя и т.д.)1. Учитывая, что любая классификация носит в значительной мере условный характер, при определении условий эффективности правоприменения органов исполнительной власти, нам представляется целесообразным, подход, принимающий во внимание качество правоприменительных действий на всех его основных стадиях (этапах)2. Правоприменительное решение только тогда может оказаться эффективным, когда до его принятия выявлены все необходимые фактические обстоятельства (фактическая основа дела), произведен выбор и анализ норм права, установлено соответствие между указанными в нормативном акте условиями принятия решения и выясненными фактическими обстоятельствами, оптимально избран вариант перехода нормативного регулирования в индивидуальное, определена ответственность исполнителя. Кроме того, на эффективность принимаемого решения могут оказать влияние некоторые организационные моменты, связанные с принятием решений и их реализацией. Концептуально признавая данную точку зрения, и не претендуя на абсолютную полноту исследования, по нашему мнению, необходимо сделать ряд дополнений и уточнений к ней, учитывая, что применительно к каждой проблемной ситуации можно выявить множество связанных с эффективностью правоприменения органов исполнительной власти предпосылок.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *